Северное сияние (ta_samaya) wrote,
Северное сияние
ta_samaya

Categories:

Соляные Копи в Величке.

Я уже писала о том, что меня хлебом не корми, дай только залезть куда-нибудь под землю в чужой стране. Собственно, Польша меня этим порадовала.
В 10 км от Кракова находится небольшой городок под названием Величка. Когда-то Величка был богатейшим городом, а Краков был так, пригородом. А все из-за того, что в Величке обнаружили залежи соли. Это сейчас соль всего лишь дешевая приправа для супа, а когда-то за горсть соли можно было купить пару деревень со всеми жителями и скотом в придачу. Вот в соляные копи (действующие до сих пор, надо сказать) мы и отправимся.

Пока картинка для затравки.



Для начала пара сайтов: официальный сайт соляных копей и очень полный туристический сайт для гостей Кракова. вся основная информация на них есть, так что не буду еще раз описывать то, что уже пятьсот раз было сказано до меня. Поэтому от меня лишь субъективные впечатления, туристические заметки и замечания и немножко копипаста с официальных сайтов, там где это уж совсем лучше не скажешь :).

Я добиралась до Велички на 304 автобусе. Крайне удобно. Идет из самого центра - от центрального вокзала (точнее от торгового центра "Галерея" с улицы Курники. Билетик можно купить прямо внутри автобуса - внутри автомат по продаже билетов. И не забыть тут же его прокомпостировать. Автобус сделает круг почета вокруг старого центра и двинется в сторону Велички. 30 минут и вы там. Выходить на остановке "Соляные копи".

Отмечу, что если вы хотите русскоязычную экскурсию (а без экскурсии и компании в 30 человек вас не пустят) нужно ехать к конкретному времени, которое указано на официальном сайте. Удовольствие не из дешевых, но того стоит. Я платила карточкой и у меня вместе с разрешением на съемку получилось около 1000 рублей.

Пока ждала экскурсию, немножко погуляла по окрестностям.














И вот всех забирает экскурсовод, предупреждает о том, что внутри постоянная температура около 15 градусов, а уровень ниже поверхности земли от 90 до 130 метров.
Вниз топаем пешком по винтовой деревянной лестнице. Утомительное занятие.


Ждемс. 64 метра. Вперед на осмотр старинных выработок.


Белое - это соль.






В шахтах фигурки людей, иллюстрируют, как они тут раньше соль добывали.






Стены укрепляли бревнами. Бревна пропитывались соляными парами и становились как каменные.
Камера Урсула.


















Камера Николая Коперника содержит скульптуру, установленную в 500-летнюю годовщину со дня рождения астронома. Камера возникла в 1875 году. Фотографировать с рук практически нереально - освещения нет, а вокруг беснующаяся толпа, жаждущая "сфоткаться" рядом вон с той скульптуркой. Каждый из 30 человек. Ужас.
Скульптура, разумеется, из соли. Здесь все из соли.










Камера Яновице.
Соляные фигуры натуральных размеров – работа горняка-скульптора Мечислава Клюзека, иллюстрируют одну из старейших и прекраснейших легенд велических копей. Кинга, венгерская королевна, обвенчанная с польским князем Болеславом Стыдливым, получила в приданое один из соляных рудников в стране Марамуреш и бросила в него свое обручальное кольцо. Кольцо королевны чудесным образом, вместе с залежами соли, появилось в Величке и было найдено в первой глыбе белого золота, которую выкопали из велической земли.




Люстры из соли в часовне святого Антония. Раньше (да, и сейчас, надо сказать) солекопы были крайне религиозными людьми. Каждый раз, спускаясь под землю, они не знали вернутся ли обратно, поэтому молились в собственноручно сделанных часовнях с собственноручно вырезанными из соли скульптурами. Их никто не учил скульптурному делу, но свойства соли лучше них не знал никто. Поэтому эти Соляные Копи ценны не только многокилометровыми ходами под землей, а вот такими произведениями искусства, созданными безымянными мастерами.












Сгоревшая камера.
Здесь соляные скульптуры иллюстрируют тех, кто зачастую жертвовал своей жизнью, сжигая скопившийся под потолком метан, который невозможно определить ни по запаху, ни по цвету. Только огнем. Этих людей называли «кающимися грешниками». Одетые во влажные одежды они ползали по подошве пласта, держа в руках факелы на длинных шестах. Труд "кающихся грешников" иллюстрируют фигуры, изваянные Мечиславом Клюзеком.








Туристические тропы иногда пересекаются с дорогой работающих здесь горняков. Идут навстречу с фонариками на лбах :)


Это камера Селец.
В камере собрана коллекция оригинальных механизмов, предназначенных для транспортировки соли по подземным коридорам. Древние горняки пользовались деревянными тележками, т.н. «венгерскими псами», ящиками и салазками, называемыми «шлафы». Мелкая соль упаковывалась в бочки, более крупные соляные глыбы – «балваны», перекатывались по деревянным штрекам. С XVI века при транспортировке соли на поверхность стали помогать лошади.










А здесь нам рассказывали про то, как первобытные поселенцы поняли, что в этом месте и земля лучше, и коровы дают более вкусное молоко.




Спускаемся вниз. Этот камера Пескова скала.
По этим лестницам горняки, называемые носчиками, переносили мелкую соль в смециальных мешках, т.н. «цумах» или деревянных лоханях.






















Поперечный штрек Кунегунда.


Вот такими слоями может залегать соль. Нам предложили полизать стены, чтобы убедиться, что черная - это тоже соль. Только обогащенная минералами.




Околоствольный двор Кунегунда.
Околоствольный двор шурфа Кунегунда создан в I половине XIX века. По этому шурфу перевозилась добыча из камер, расположенных на II уровне, на I уровень. В 60-е годы XX века здесь были установлены фигурки гномов, которые олицетворяют древних горняков. Среди них находятся: дробильщик, носчик, откатчик и плотник. Фигурки соляных гномов изваял Стефан Козик.
Рассказывали, что вот у того гнома, который у меня на фотографии в правом верхнем углу раньше была борода до самого пола, и стоял он посреди шахты. Существовала легенда, что если незамужняя девушка полижет бороду этому гному, то удачно выйдет замуж. Собственно гному слизали бороду до пояса, а он "переполз" в дальний угол :).




Часовня св. Креста.
Часовня постороена в знак благодарности за спасение копей от катастрофической утечки подземных вод во II половине XIX века. Оснащение интерьера часовни укомплектовано из нескольких давних мест культа. Алтарь находится в обшитой деревом нише, увенчанной аркой. Центральное место в алтаре занимает XIX вечная деревянная скульптура Распятого Христа. Перед каменной плитой, покрывающей алтарь, установлены соляные фигуры монахов. На противоположной стороне можно увидеть полихромированную деревянную скульптуру Матери Божьей Победительницы с XVII века.




Самая волшебная и огромная камера - часоовня св. Кинги. Она производит совершенно неизгладимое впечатление своими масштабами и красотой. Когда стоишь наверху, то можно понять истинное величие этого огромного помещения на глубине 100 метров. Полностью выдолбленная в соляной глыбе эта часовня с 1986 года исполняет религиозные функции. С конца XIX столетия до 1963 года скульптурными работами занимались горняки-самоучки: Юзеф и Томаш Марковские и Антоний Выродек. Современное поколение велических горняков реализует в ее интерьере очередные скульптурные проекты.
Здесь проводятся концерты, здесь же можно заказать проведение свадебного ритуала.












Скульптурные работы, украшающие боковые выемки часовни, то есть ее стены, иллюстрируют сцены из Нового завета. Ближе всего к лестнице, с правой стороны, находятся барельефы Приговор Ирода и Избиение младенцев, выше – сцены кукольной рождественской мистерии в Вефлиеме. Немного дальше часовня Матери Божьей с младенцем, увенчанная изображением Бога Отца, барельеф Бегство в Египет, а над ним Падающий Христос под крестом.

По соседству с главным алтарем расположен боковой алтарь, посвященный Сердцу Господа Иисуса, барельеф Двенадцатилетний Иисус, проповедующий в храме, и амвон, основание которого напоминает каменные стены Вавеля. В нише литургического стола помещаются реликвии св. Кинги. Распятие и две фигуры коленопреклоненных монахов это соляные копии алтаря из часовни св. Антония, которые в 1900 году экспонировались на Мировой выставке в Париже. Слева от главного алтаря виднеется барельеф Чудо в Канне Галилейской, рядом с ним находится алтарь Сердца Божьей Матери.


















Слева от алтаря находится барельеф, представляющий Тайную вечерю. Это работа Антония Выродка, который создал его в подражание известной фреске Леонардо да Винчи. Вблизи Тайной вечери расположена часовня Воскресения Господнего. Очередной из барельефов – Фома Неверующий – создан в 60-е годы прошлого столетия.


Пресвитерий часовни украшен как скульптурными работами с начала XX века, так и созданными за последние годы. Главный алтарь – один из старейших элементов декора, дело рук Юзефа Марковского, состоит из трех частей. Посредине виднеется фигура св. Кинги, окруженная кристаллами соли. В боковых нишах алтаря, между двумя парами колонн, стоят фигуры св. Юзефа и св. Клеменса.








Здесь же, при входе в часовню, посетители могут восхищаться самой «младшей» из скульптур, украшающих подземный храм. Фигура Иоанна Павла II это единственный в мире памятник, изваянный в соли. Памятник создал в 1999 году горняк-скульптор Станислав Анел вместе с помощниками Павлом Яновским и Петром Старовичем в знак благодарности за канонизацию Благословленной Кинги.




Люстры из соли.


Полы здесь тоже из соли. Бороздки вырезали для красоты.




Взглянем еще раз с другой стороны.


Папа.


Камера Эразма Баронча - это подземное озеро глубиной около 9 метров.














Идем дальше.








Камера Михаловице.
















Камера Дроздовице. А здесь уже скоро выход. Появляются ларьки с сувенирами и минералкой.
В настоящее время здесь проходят соответствующие данному моменту выставки, концерты и банкеты.
















Камера Веймар. Здесь вам покажут небольшой свето-звуковое шоу. Выглядит все это впечатляюще.




Камера Юзефа Пилсудского.
Камера возникла из двух соседних выработок зеленой соли. Когда в 30-е годы XIX века австрийцы организовали трассу для туристов, соединили две идентичные выработки 10-метровым туннелем. Воздвигли деревянные лестницы и помост, а нижнюю часть камеры наполнили рассолом. Особым развлечением для посещающих стали переправы на плоту через туннель, которые сопровождались показами фейерверков и музыкой духового оркестра соляных копей. Но плот однажды перевернулся, туристы утонули, и теперь подобные катания не проводятся. Но зато поставили еще одну скульптуру - Святого Яна Непомуцкому - покровителю всех утопших.

Средний уровень Казанув, глубина 130,9 м.
















Идем дальше.


Здесь демонстрируются машины, предназначенные для вертикальной подземной транспортировки. С левой стороны Ldag 05, современный локомотив с электроприводом. Использовался для пассажирского или товарного транспорта, в зависимости от рода прицепливаемых вагончиков. С правой стороны - аккумуляторный локомотив типа «карлик» с 50-х лет XX века.


Камера Станислава Сташица.
Камера носит имя Станислава Сташица, выдающегося польского геолога. Он посетил копи в конце XVIII века. Соляной бюст Сташица, дело рук Антония Выродка, находится в глубине камеры. Здесь добывалась соль на рубеже XIX и XX столетий из огромной соляной глыбы. Это самая высокая выработка, предоставленная для осмотра. Ее изначальная высота составляла 50 м. После засыпки нижней части - 36 м. Внушительная высота камеры решает о проведении в ней необычных мероприятий. Здесь состоялся первый подземный полет на воздушном шаре, занесенный в Книгу рекордов Гинесса, и прыжок bungee.
















Идем на выход.




Скарбник или хранитель сокровищ.
Горняки испокон веков верили в доброго духа копей, который предостерегал их перед опасностью: пожаром, обвалом или взрывом. Когда в данном районе копей появлялся «Он», т.е. Скарбник, нужно было немедленно ретироваться в безопасное место. Композиция, иллюстрирующая встречу Скарбника с велическими горняками, выполнена горняками-скульпторами Мечиславом Клюзеком и Петром Холевой в 1968 году.


Камера Висла.
Отсюда уже недалеко до выхода на поверхность. Также отсюда можно начать осмотр экспозиции музея - вторая часть путешествия под землей, на которое почти никто не согласился. Вообще, по плану было 1,5 часа по самим копям и еще час-полтора на посещение музея.
Но все слишком рвались на поверхность :)








Здесь же находится ресторан - он же камера Варшава.
Эксплуатация камеры завершилась в XIX веке, после выемки в общей сложности 20 тысяч тонн соли. Внушительные размеры и декор интерьера делают из нее замечательное место для разного рода мероприятий и событий. Это одно из немногих так просторных мест в Малопольше, где можно организовать конференцию, курсы для 600 человек, или банкет, прием для около 400 гостей.




И ресторан попроще с крайне адекватными ценниками. Это Камера Витольда Будрыка.




Часовня св. Яна.
В копях считается самой красивой часовней с деревянным оснащением. Полихромированная ниша часовни с арочным сводом оснащена алтарем с распятием на фоне многокрасочной панорамы Ерусалима. На своде представлена Святая Троица на фоне голубого неба. Самым ценным памятником старины в часовне является фигура Распятого Христа с XVIII века. Данную часовню папа Иоанн осветить не успел.








Наклонный штрек Принзингер. Возник в конце XIX века, во время I Мировой войны оснащен лестницами. После спуска вниз, мы найдемся на наклонном штреке Антония, на III уровне велических копей (на глубине 135 м).








Немножко проходим кусочком музея по пути к лифту.




Лифт здесь 4-х этажный. На каждом этаже лифта помещается до 9 человек.
А это мы уже приехали.


Выходим на поверхность. А здесь уже вечер. Под землей почти 3 часа.


На автобус и обратно в Краков.

Отель Wawel
Tags: Краков, путешествую, фото
Subscribe
promo ta_samaya october 19, 2020 21:07 208
Buy for 200 tokens
Познакомимся? Меня зовут Наталья, и я пишу здесь о том, что мне интересно и еще немножко о себе :) Кроме жж меня еще можно найти в твиттере, откуда у меня все кросспостится в фейсбук. Ну, и еще я обожаю фотографировать всё вокруг себя и то, чем я на текущий момент живу, поэтому добро пожаловать в…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments